В словарь не вошли понятия, значение которых раскрывается в ходе повествования.
Ахтерште́вень — нижняя кормовая часть судна, служащая продолжением киля.
Бакшта́г — направление движения судна относительно ветра, когда угол между линией ветра и носом корабля больше 90° и меньше 180°.
Барометр-анеро́ид — прибор для измерения атмосферного давления.
Бейдеви́нд — курс парусного судна относительно ветра, когда угол между линией ветра и носом корабля меньше 90°.
Бимс — поперечная балка, поддерживающая палубу и составляющая часть поперечного набора судна.
Бра́мсель — парус третьего яруса на парусных судах с прямым вооружением. В зависимости от принадлежности к определённой мачте брамсель носит дополнительное название — фор-брамсель на фок-мачте, грот-брамсель на грот-мачте, крюйс-брамсель на бизань-мачте.
Брать рифы — уменьшать площадь паруса (при сильном ветре).
Бри́фок — прямой парус на высоко поднятом рее, который ставится на судах с косым вооружением при их следовании полным курсом.
Буассо́ — древняя французская или бельгийская мера хлеба.
Бу́шприт — горизонтальный или наклонный брус, служащий для выноса вперёд носовых парусов, благодаря чему улучшается манёвренность судна.
Бюффо́н, Жорж Луи Леклерк (1707–1788) — французский естествоиспытатель.
Вант-пу́тенс — цепь или железная полоса на наружном борту судна, к верхним концам которых крепятся ванты.
Ва́нты — тросы, при помощи которых крепят мачту с боков.
Ва́тер-штаг — снасть, поддерживающая мачту.
Во́рвань — устаревший термин, которым называли жир, добываемый из морских млекопитающих и рыб.
Вымбо́вка — рычаг для вращения ворота, служащего для подъёма якоря.
Галло́н — мера жидких тел, равная 4,5 литра.
Галс — направление движения судна относительно ветра.
Гик — вращающееся горизонтальное рангоутное дерево, упирающееся передним концом в мачту, по которому растягивается нижняя кромка паруса.
Гран — устаревшая единица массы. В системе английских мер равен 64,8 милиграммам.
Деби́т — объём жидкости, поступающей в единицу времени из естественного или искусственного источника.
Кабеста́н — лебёдка с барабаном, насаженным на вертикальный вал, для подтягивания судов к причалу, выбирания судовых якорей и т. п.
Ква́гга — один из видов зебр. Распространена в Южной Африке.
Ки́льсон — днищевая продольная связь на судне, идущая поверх шпангоутов параллельно килю.
Кли́вер — треугольный парус перед фок-мачтой.
Княвдиге́д — выдающаяся вперёд верхняя часть водореза у старинных деревянных парусников.
Копёр — строительная машина, которая держит и направляет сваи при их погружении в грунт.
Крюйт-ка́мера — помещение на старинных военных кораблях для хранения взрывчатых веществ и ружейных патронов.
Линь — пеньковый трос, применяемый на судах дли оснастки, такелажных работ и др.
Лот — навигационный прибор для измерения глубины воды с борта судна.
Ма́рсель — второй снизу четырёхугольный парус на парусных судах с прямым вооружением. В зависимости от мачт и реев, на которых они закреплены, различают фор-марсель, грот-марсель и др.
Набор корпуса судна — система балок, образующая каркас судна.
На́гель — деревянный или металлический стержень, скрепляющий части конструкций деревянных судов.
Пра́у, прао — малайское открытое, почти плоскодонное с вогнутыми внутрь кормовым и носовым штевнями судно, построенное целиком из тикового дерева.
Ранго́ут (ранго́утное дерево) — совокупность надпалубных частей вооружения судна, предназначенных для постановки и несения парусов.
Рей — поперечный брус на мачте, к которому прикрепляют паруса.
Рефракция света в атмосфере — оптическое явление, при котором из-за преломления световых лучей в атмосфере удалённые объекты кажутся смещёнными, а иногда изменившими свою форму.
Риф — поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, при помощи которых можно уменьшить площадь паруса, подбирая и завязывая его нижнюю часть.
Секста́нт (в морском деле секста́н) — прибор для измерения высот небесных светил над горизонтом с целью определения координат места наблюдателя.
Ста́ксель — косой треугольный парус.
Сто́пор — приспособление для остановки какого-либо механизма или для закрепления его частей в определённом положении.
Таль — подвесное подъёмное устройство с ручным или моторным приводом.
То́псель — рейковый парус треугольной формы.
Тра́верз — направление, перпендикулярное курсу судна.
Фальшбо́рт — лёгкая обшивка борта выше палубы.
Фарва́тер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству.
Фок — самый нижний парус на передней мачте судна (фок-мачте) с прямыми парусами или треугольный парус на судне, имеющем одну мачту.
Фор-ма́рсель — см. марсель.
Ширстре́к — самый верхний пояс бортовой обшивки корпуса судна, примыкающий к палубе.
Шпанго́уты — ребра судна, к которым крепится наружная его обшивка.
Ште́вень — особо прочная часть корпуса судна, которой заканчивается набор судна в носу и корме.
Ярд — мера длины, равная 0,9144 метра.
|